Беседа: «Имею право »
Цель беседы
1.Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах
ребенка.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей
без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы
гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного
общества.
Правам, которыми обладает каждый
человек.
Знакомство детей с их правами и обязанностями
Тема нашего классного часа: «Имею право на права».
Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
А что является моделью планеты
Земля?
Дети: Глобус.
Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А
как
называется страна, в которой мы живем?
Дети: Республика Казахстан. Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Казахстанцы.
Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту Казахстана, назовите
столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А
богато наше государство, прежде всего своими людьми.
Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных
национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют
разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для
себя сами.
Какие правила вы знаете?
Ответы детей.
Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать
поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В
каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку
жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать
нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.
Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление. Те государства,
которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом
документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и
национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут
защитить сами себя, поэтому многие страны подписали «Конвенцию о правах
ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран
договорились защищать права детей и решили, что:
Ученики зачитывают права детей:
·
каждый ребенок имеет право на имя и
гражданство;
·
дети имеют право на своё собственное
мнение;
·
дети имеют право жить с родителями;
·
дети имеют право на медицинскую помощь;
·
дети имеют право на обучение;
·
дети имеют право на отдых ;
·
дети имеют право на охрану и защиту.
1 ученик:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
2 ученик:
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Игра «Разрешается – запрещается»
Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они
похожи на дорожные знаки)
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои
помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете
находить соответствующий знак и отвечать: разрешается или запрещается.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается)
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается)
Рисовать и
петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается)
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
(запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается)
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается)
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых
мы сегодня говорили. На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В
Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть
подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете
жестокого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет?
Нарисуйте лицо такого человека.
Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть
добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный
портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.
Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Ответы детей.
Н.Р.: В каждом из вас, ребята, есть
маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто
любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго
человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
Обязанности
C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим
об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ответы детей.
Главный закон нашей страны называется
«Конституция Республики Казахстан». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А
вот какие у вас есть
обязанности?
А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РК:
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
Сценка «Про Петю».
Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении
членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа
смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется!
Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с
Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством,
что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право
эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права
использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки,
иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление
жестокости, папа!
Проверочный тест «Занимательное правоведение»
Ребята, сейчас мы отправимся с вами в интересное путешествие, под названием
«Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права
и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.
Обобщение
Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Правильно, это право позволило вам
познакомиться с правами ребенка.
В заключение нашего классного
часа я прошу выйти ребят к доске.
1 ученик:
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик:
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик:
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
4 ученик:
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
5 ученик:
Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
6 ученик:
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!