Отчет о преподавание
учителей русского языка Аккольской средней школы № 3
В Аккольской средней школе работают 5 учителей
русского языка и литературы
Учителя с высшей категорией: Бекишева Сауле
Боранбаевна, Худобина Венера Рафаиловна, учитель первой категории: Аушанова
Лязат Турсуновна, учителя второй категории: Ахметова Катима Амантаевна,
Тулеуова Динара Толегеновна
Основная цель
обучения русскому языку в казахских классах – помочь учащимся овладеть
знаниями о русском языке и его богатствами, вооружить учащихся умениями и
навыками свободного пользования устной и письменной речью.
Существуют методики
преподавания русского языка в казахскоязычной школе. Сегодня мы видим учителя-словесника
не только в том, чтобы дать знания, но и формировать у учащихся посредством
обучения русскому языку интерес и уважение к другим народам. Цель определяет
задачи:
- независимо от типа школы по языку обучения учащиеся должны знать язык
Республики Казахстан и язык межнационального общения;
- быть подготовленными к дальнейшей жизни, учебе, труду в условиях
Казахстана.
Для учителя-словесника в казахских классах задачи,
я думаю, должны быть специфическими:
- помочь учащимся средствами своего предмета глубже осознать и усвоить
общечеловеческие гуманистические ценности русской и казахской национальных
культур;
- способствовать адаптации школьников к условиям данной республики;
- помочь им глубже осознать в процессе обучения историю и духовные ценности
русской нации, позаботиться о сохранении и развитии национальной самобытности и
самосознания детей разных национальностей, обучающихся в русской школе.
Решение поставленных задач вышеизложенной проблемы требкет применения новых форм и видов
учебной деятельности, ведущих к освоению умений и навыков устной и письменной
речи, ее правильности и культуры, выражающейся в точности, осмысленности,
целесообразности, выразительности, богатстве. Освоение всего вышеперечисленного
способствует воспитанию культуры речевого поведения у учащихся нерусской
национальности применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом
адресата.
Учителя
русского языка применяют различные формы урока с использование ИКТ на уроках
русского языка и литературы.
С
одной из форм урока познакомимся ниже.
«Риторический айтыс» - это одна из форм урока, отражающая национально
культурную специфику речевого поведения. Практически все
учителя используют эту форму урока.
«Риторический айтыс» - это дискуссия с разделением интеллектуальных функций,
основанная на дебатной технологии. Примеры формы: увлечь собой. Функция: как
сердцу высказать себя. Компонент – личностно-ориентированный. Приемы:
«свободный микрофон», говорения, обсуждения, сочинения, высказывания, слушания.
Стратегии: «ассоциации», «кластер», «оставьте последнее слово мне», «интервью
от мира героя», «тонкие и толстые вопросы», эссе, групповая работа, «авторский
стул», «мастерская писателя», «синквейн», «мозговой штурм». Обязательны три
этапа: побуждение, осмысление, рефлексия. Методы: словесный, наглядный (рисунки,
газеты), практический, самостоятельный, индивидуальный опросы, фронтальный
опрос, проблемно- поисковый, привитие интереса к учению, предмету учащихся
нерусской национальности (казахов). Формы работы: индивидуальная, фронтальная,
групповая, дифференцированная. Типы таких форм уроков меняется в связи с темой:
обобщающе-повторительные уроки, уроки развития речи, урок-шоу, урок-концерт,
уроки говорения и слушания, урок-дебаты. Участники таких уроков – учащиеся 5-11
классов, учителя, родители, приглашенные гости. Группы участников, которые
будут состязаться в говорении, желательно составлять из представителей как
русской, так и нерусской национальности, из учащихся разных возрастных групп.
Форма предполагает вовлечение каждый раз новых учеников, не знакомых с основным
составом. Расширение аудитории говорящих и слушающих. Материал, используемый
для оформления риторического айтыса – плакаты, где перечислены метафорические
образы участников. Например, ПОЕЗД, РЕЧКА, ЧАСЫ, КНИГА, ЯНТАРЬ, РОДНИК И
ДРУГИЕ. Участники имеют индивидуальные карточки с символическим изображением
своего образа.
Плакат с перечислением номинаций победителей для активной работы жюри.
Например, ИНТЕРЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК, ЭМОЦИЯ, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, ОБОЯНИЕ.
Номинаций - десять. Планировать можно и более. Аудитория украшается рисунками
учащихся. На них изображены различные мины: радости, горя, удивления, плача,
негодования, злости, усмешки и другие. Это обязательный материал для урока
общения, урока развития речи.
К урокам данной формы подбираются эпиграф, который
отражает цель и задачи. Цели можно ставить разные. Все зависит от выбранной
темы. Например, способствовать развитию языковой личности; обучить
монологической и диалогической речи, обучить общению лиц русской национальности
и казахов, культуре речи; регулировать речевое поведение. Чтобы достигнуть цели
урока - ставятся задачи:
1. Создать условия, дать темы для говорения, для открытости общения; создавать
речевые ситуации для речевого общения.
2. Учить навыку монологической, диалогической речи; умению быть открытым для
общения; умению высказать свое мнение, умению быть лидеров в речевой ситуации;
умению понимать собеседника, чужую речь, чтобы стать лидером ситуации;
развивать умения анализировать, аргументировать, обобщать, делать выводы; развивать
индивидуальные творческие способности, учить видеть свое «Я».
3. Воспитывать личностные качества учащихся; ориентироваться на личность, умение
оценивать другого.
Предлагается проводить урок "риторический айтыс" в форме
"За круглым столом".
Начинается урок со слова учителя, которое занимает 5-7 минут. Данный урок
предполагает обращение учителя к ученикам, к гостям, соперников друг к другу,
заключающееся в словах: "Здравствуйте, дорогие друзья". Это
необходимый элемент урока. Именно с этих слов начинается открытое общение,
общение без страха быть непонятым, какой бы ты нации не принадлежал. Они
помогают преодолеть аудиторный страх. Далее следует речевая разминка. Она
представлена определенными рубриками.
Рубрика "Мысль дня" - это высказывания учащихся о самых актуальных
мыслях сегодняшнего дня. Начинается процесс говорения и слушания, обсуждения
доказательств разделения мнений. Обязательным элементом данной рубрики является
"дежурный", которого я назначаю, или его выбирает группа участников
заранее (дифференцированный отбор). "Дежурный по рубрике" предлагает
для обсуждения " за круглым столом" мысль дня. Каждый высказывает
свои предположения, делает выводы, используя прием "свободный
микрофон". Действуют принципы: "увлечь собой", "стать
лидером речевой ситуации". Применяю стратегии «ассоциация», «мозговой
штурм», «оставьте последнее слово за мной», «дневник двойной записи» и
другие.
Рубрика "Продолжи фразу" - это высказывание участников словесного
состязания о том, как закончить фразу. Фраза для обсуждения должна быть у всех,
но предлагает тот, кто стал лидером данной речевой ситуации. Использую
стратегии «ассоциации», «закончи предложение», «работа в группах».
Рубрика "Мой метафорический образ" - это защита своего образа. Цель
данной рубрики: доступная, правильная, монологическая, краткая речь о себе.
Принцип: увлечь собой. Учащиеся применяют стратегии «ассоциации», «кластер»,
«мастерская писателя», «интервью», «авторский стул». Например, мой
метафорический образ – янтарь. Ассоциации с янтарем следующие: солнце, яркий
желтый свет, прозрачность, море, чистота, блеск, радость, любовь ко всему
прекрасному и т.д. Ученики узнают из перечисленных ассоциаций о моей любви к
морю, ко всему прекрасному, необычному, о моих личностных качествах: стремление
быть честной, доброй, понимающей, загадочной, всегда новой для них. Эта рубрика
– шаг к открытости общения, к толерантности.
Жюри начинает работу с момента первой словесной рубрики. Цель работы жюри -
определить лидера речевой ситуации. В состав жюри могут входить как участники,
так и гости.
Форма данного урока предполагает только положительные эмоции. Если по ходу
речевой разминки речь участников становится ярче, образнее, доступнее, в
аудитории царит взаимопонимание, гармония. Приходит эмоциональное чувство - мы
все - друзья. Это означает, что цель речевой разминки достигнута. Желание
общаться должно появиться у всех.
Следующий этап урока - риторический айтыс (состязание собеседников).
Цель: рассказать о себе; стать лидером речевой ситуации. Задача жюри (три человека,
которые постоянно меняются) - выбрать лидера, обосновать свой выбор, выбирать
пару собеседников, присуждать номинации, при выборе основываться на
метафорических образах. Например, ПОЕЗД - РЕЧКА; КНИГА - РОДНИК.
Обязательна смена состава жюри и участников айтыса.
Условия состязания:
1. Каждый должен стать победителем в какой - либо номинации;
2. На речь отводится 1 минута;
3. Говорить быстро, увлеченно, уверенно, доступно.
Используются стратегии «эссе», «интервью», «кубизм», «мастерская писателя»,
«авторский стул», «да-нет» и др.
Заключительный этап -
рубрика «Фраза для души», «Подари афоризм», «Ладошку на память». Участники
обмениваются подарками - афоризмами. Каждый выбирает из предложенных для души.
Обязательно в этот момент звучит завораживающая музыка. Желающие делятся
мнением о подаренном им афоризме.
Были использованы следующие стратегии: «синквейн», «дневник двойной, тройной
записи», «закончи предложения».
Итогом таких уроков становится распределение номинаций. Но самое главное -
нравственная сторона урока риторического айтыса. Это обретение веры в себя,
победа аудиторного страха, стремлением, почувствовать свое «Я», расширить круг
общения, найти друзей, умение «высказать себя и сердце не оставить
равнодушным». Воспитательная задача неразрывно связана с обучающей: обучить
грамотной устной и письменной речи учащихся казахской и другой
национальности.
В конце урока обязательно звучит «спасибо». Учитель
благодарит
всех, кто принял участие в айтысе, участники и гости говорят спасибо друг
другу за удовольствие открытого общения, за радость «высказать себя». Каждый
участник чувствует волнение от предстоящего расставания, ведь кто-то нашел
друзей, кто-то единомышленников, кто-то приятного собеседника. Приятно
сознавать, что 45 минут смогли сделать мир прекраснее, открытым для общения лиц
русской и нерусской национальности. «Айтыс» предполагает возможность говорения
на 3-х языках в специализированной школе: русском, казахском, английском. Примером
такого урока стал «риторический айтыс» на тему «Старый друг…», на котором
ученики 8-11 классов состязались, используя тот или иной язык. Итог таких
уроков – умение общаться, стремление к компетентности и толерантности,
независимо от выбора языка и разных национальностей. .
Все сказанное выше помогает сделать вывод, что форма «риторический айтыс»
помогает не только обучать русскому языку лиц нерусской национальности, но и
помогает учить жить в одной стране представителей разных национальностей
стране, где существует конституционное право: говорить и писать на двух языках
- государственном (казахском) и получившим статус официального языка - русском,
который является в Республике Казахстан средством общения русских лиц и лиц ьнерусской национальности, владеющих им